МВД информирует

Признаки нарушения детско-родительских отношений

развернуть

Признаки нарушения детско-родительских отношений

Каждый ребенок полностью вписан в окружение взрослых, с которыми он живет. От них он полностью зависит и ими формируется.  Какими бы разными ни были установки  родителей на воспитание детей,  в каких бы разных семьях ни реализовывались, в целом по результату их можно разделить на две большие группы:  оптимальная и неоптимальные родительские позиции.

Оптимальная  позиция может быть описана, как умение родителей видеть, понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душе изменения. Готовность менять манеру взаимоотношений с ребенком по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот.

 К неоптимальным относятся отвергающая позиция, позиция уклонения,  позиция доминирования, отвергающее-принуждающая позиция.

 Отвергающая позиция. Родители воспринимают ребенка как «тяжелую обязанность», стремятся освободиться от этой «обузы», постоянно порицают и критикуют недостатки ребенка, не проявляют терпение.

Позиция уклонения. Эта позиция свойственна родителям эмоционально холодным, равнодушным; контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ребенку предоставляется полная свобода и бесконтрольность.

 Позиция доминирования по отношению к детям. Для этой позиции характерны: непреклонность, суровость взрослого по отношению к ребенку, тенденции к ограничению его потребностей, социальной свободы, независимости. Ведущие методы этого семейного воспитания — дисциплина, режим, угрозы, наказания.

 Отвергающе-принуждающая позиция. Родители приспосабливают ребенка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями. Взрослые предъявляют завышенные требования к ребенку, навязывают ему собственный авторитет. При этом они не признают прав ребенка на самостоятельность. Отношение взрослых к детям носит оценивающий характер.

 В каких же семьях чаще всего происходят сбои в детско-родительских отношениях? Какие особенности внутрисемейных сценариев взрослых закономерно влекут за собой искажения в воспитании и формировании личности ребенка? Рассмотрим несколько таких наиболее типичных семейных сценариев.   

 Внешне «спокойная семья». В этой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако, при более близком знакомстве, выясняется, что  за благополучным «фасадом» скрываются сильно подавляемые в течение длительного времени чувства друг к другу. Неудовлетворенность, скука, супруги мало общаются друг с другом, стереотипно и педантично выполняют свои обязанности. Чувство ответственности преобладает над искренностью. В таких семьях бурным цветом распускается психосоматика, тоска, депрессия. Ребенок живет в напряжении, с ощущением тревоги, не понимая ее источника.

 «Вулканическая» семья. В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся, чтобы вскоре нежно любить и опять относиться друг к другу искренне и нежно. В этом случае спонтанность, эмоциональная непосредственность преобладают над чувством ответственности. Хотят того родители или нет, специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное воздействие на личность ребенка. Дети испытывают сильные эмоциональные перегрузки. Ссоры родителей воспринимаются ребенком, как катастрофа, угроза стабильности детского мировосприятия.

 Семья-«санаторий» Это характерный тип семейной дисгармонии. Поведение супругов принимает вид санаторных, усилия затрачиваются на «семейную защиту» вокруг какого-то одного взрослого члена семьи. Своеобразное коллективное самоограничение. Супруги все время проводят вместе и стараются удержать около себя детей. Круг общения ограничен, контакты с друзьями сведены к минимуму.    Поскольку бессознательная цель одного из супругов — удерживание любви и заботы другого, ребенок не может компенсировать недостаток любви со стороны ни одного, ни другого родителя. Ограниченность семьи заботой, внутренними отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей,  Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей — характерные признаки отношения к детям в семьях «санаторного» типа.

Такие родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы. В подростковом возрасте у таких детей усиливаются протестные реакции и желание раннего ухода из семьи.

 Семья-«крепость». В основе данного сценария лежит представление об агрессивности окружающего мира, угрозе, жестокости. Люди – как носители зла. «Круговая оборона» маскирует душевную пустоту  или нарушения сексуальных отношений. Для такого типа характерна ограниченность рамками семейного круга с дисгармоничными внутренними связями. Отношение к детям в такой семье жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений.

В семьях по типу «крепости» любовь ребенка все более приобретает условный характер, он любим, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Подобная семейная атмосфера и типы воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают протестные реакции и поведение в виде упрямства и негативизма. Семья по типу «крепости» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей, окружения и собственным опытом ребенка. Постоянный внутренний конфликт приводит к перенапряжению нервной системы, создает повышенный риск невротического заболевания.

 Семья-«театр». В таких семьях стабильность удерживается путем специфического «театрализованного» образа жизни. Отношения в такой семье всегда строятся на игре и эффекте. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает сильную потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, а также остро ощущает дефицит любви. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает самого ребенка от ощущения, что родителям не до него, что выполнение отцом и матерью своих родительских обязанностей — формальная необходимость, навязываемая социальными нормами.

В «театрализованном» образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность.

 Семья-«третий лишний». Возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно воспринимается, как помеха супружескому счастью. Так возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого непринятия. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчиняемости родителям. Нередки случаи соперничества межу еще молодой матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба за любовь и привязанность отца. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, плохо адаптируются в детских коллективах.

 «Семья с кумиром». Возникает тогда, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает нарушению семейной группы. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви. Требование признания любой ценой порождает демонстративность поведения. Критичное осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущениями несправедливости и жестокости окружающих.

 Семья-«маскарад». Порождается несогласованностью жизненных целей и планов супругов. Воспитание ребенка приобретает черты непоследовательности, и мир предстает перед ребенком разным, порой с противоречивыми сторонами. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность при гиперопеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки.

 Следует выделить и дисфункциональные ошибочные  типы воспитания, деформирующие характер ребенка.

 Семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что все дети такие.

Семьи с позицией круговой обороны воспитания строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Родители агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение ребенком тяжелого преступления не отрезвляет родителей. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.

Семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляя, что он «растет бандитом» и т. п. Ребенок утрачивает стыдливость, чувство раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, озлобляется против взрослых, родителей.

Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родители злоупотребляют физическими наказаниями. Дети в подобных семьях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, беззащитных. К таким семьям необходимо применять серьезные меры, начиная от убеждения до административно-уголовного наказания родителей.

Семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову».

Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания, где родители поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Ребенок становится непредсказуемым, неуправляемым, пренебрегает мнением старших, родителей.

Воспитание по типу «Золушки», когда родители чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно относятся к своему ребенку, предъявляя к нему завышенные требования, не давая ему ласки и теплоты. Дети вырастают нерешительными, пугливыми, неспособными за себя постоять. Вместо того, чтобы активно относиться к жизни, некоторые из них уходят в мир фантазий.

Воспитание по типу «кумира» семьи. В таких случаях выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Дети растут капризными, упрямыми.

Гиперопека — особый вид воспитания, при котором ребенка лишают самостоятельности, подавляют его инициативу, не дают развернуться его возможностям. Многие из таких детей вырастают нерешительными и слабовольными.

Воспитание по типу «гипоопека», когда ребенок предоставлен сам себе, никем не контролируется, никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию «что такое хорошо и что такое плохо».

 Дисгармоничность детско-родительских отношений, может выражаться не только  деформаций родительских позиций. Часто  детям в проблемных семьях приписываются и закрепляются за ними на долгие годы ролевые установки.

Перечислим наиболее типичные роли:

«Козел отпущения» — возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходят на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают по отношению друг к другу. «Любимчик» — возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке, преувеличенной любовью к нему. «Беби» — отдален от родителей, как бы вытесняется из семейной общности, ему раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит «Примиритель» — рано включившийся в сложности семейной жизни, ребенок занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.

В описании этих ролей видно, что ребенок выступает скорее как средство, используемое родителями для решения проблем отношений.

 Каждая семья, находящаяся в поле зрения специалистов психологической сферы, имеет свои истоки  и свои социально-психологические характеристики. В процессе жизнедеятельности семейный союз может менять свое место в типологии семей, а, следовательно, изменяются и параметры, важные для первоочередного внимания психолога и психотерапевта.

 

свернуть

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У РЕБЕНКА

развернуть

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ У РЕБЕНКА

Депрессия (от лат. depressio – подавление) - психическое расстройство, в тяжелых случаях характеризующееся «депрессивной триадой»:

  • снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония),
  • нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее),
  • двигательной заторможенностью.

Депрессивное настроение в некоторых случаях может быть нормальной временной реакцией на жизненные события, как, например, потеря близкого человека. Также депрессия может быть симптомом некоторых физических заболеваний и побочным эффектом некоторых препаратов и лечения. В любом случае, игнорировать ее нельзя.

 Как же понять, что мы имеем дело с признаками депрессии у ребенка? Скорее всего, мы будем наблюдать несколько из этих особенностей:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная);
  • не проходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • частое обсуждение темы смерти, загробной жизни.

 

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

 

Чем опасна депрессия?

В отсутствие лечения депрессия может привести к попытке самоубийства, отчуждению от окружающих, отказу от выполнения большинства жизненных функций.

    Анализ содержания психотравмирующих ситуаций среди подростков показал следующее – в большинстве случаев к  покушению  на  самоубийство  приводят  семейные конфликты – более 50 %, значительно реже с одинаковой частотой – конфликты со сверстниками и любовные  конфликты –  около  13 %,  школьные  конфликты предшествуют парасуицидам – более 8 %.

В связи с этим основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться.

 

Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  1. Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  2. Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  3. Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои пожелания по организации свободного времени ребенка.
  4. Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг, просмотр фильмов и многое другое.
  5. Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  6. Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

 

Куда обратиться за помощью?

Для начала можно записаться на прием к психологу, который, побеседовав с семьей, сможет сделать вывод – имеем ли мы дело с депрессией или это что-то другое. Выход есть всегда! Но, чтобы его найти, часто нужен специалист.

 

свернуть

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ НАКАЗУЕМО!

развернуть

Профилактика домашнего насилия

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ НАКАЗУЕМО!

Насилие в семье    – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физически и (или) психические страдания.

Административная ответственность (штраф, административный арест):

Агрессор привлекается к административной ответственности за правонарушение по отношению к члену семьи в первый раз:

ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ – письменное разъяснение агрессору о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений.

Агрессор привлекается к административной ответственности за правонарушение по отношению к члену семьи повторно в течение года:

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ УЧЕТ – наблюдение за поведением агрессора в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия;

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ – установление агрессору, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание выносится агрессору в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от 3-х до 30-ти суток. Защитным предписанием агрессору, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшей от насилия в семье, если она находится в месте, неизвестном агрессору;
  • посещать места нахождения пострадавшей, если она временно находится вне совместного места жительства или места пребывания с агрессором;
  • общаться с пострадавшей, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия пострадавшего от насилия в семье обязывает агрессора временно покинуть общее с пострадавшим жилое помещение и запрещает распоряжаться общей собственностью.

Уголовная ответственность.

Угроза убийством, причинением тяжкого телесного повреждения или уничтожением имущества, истязание оскорбление, умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (лишение свободы до 5 лет).

Изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия (лишение свободы до 15 лет).

Умышленное тяжкое телесное повреждение либо противоправное лишение жизни другого человека (лишение свободы до 25 лет, пожизненное заключение, смертная казнь).

 Домашнее насилие над ребенком  – проблема общая…

Жестокое обращение в семье с детьми – одна из серьезных проблем нашего общества.

Для Беларуси, как и для многих других стран, тема  насилия над несовершеннолетними в рамках семьи на сегодня остается открытой.

Долгое время «сор из избы не выносился» и данная проблема считалась только делом семейным.

Но времена, как и нравы, меняются, общество развивается…  Мы пришли к  пониманию того, что перенесенные человеком в детстве травмы, физические либо психологические, налагают отрицательный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Страдает здоровье, интеллектуальное и нравственное развитие, проблематично проходит социализация личности, а также  реализация  в социуме во взрослой жизни.

Проблема домашнего насилия в отношении маленького человека вышла за рамки семьи и стала общественной.

Белорусским законодательством установлена административная и уголовная ответственность родителей за грубое обращение с детьми и  учинение в отношении их насильственных действий.  

Не оставайтесь равнодушными к явным фактам жестокого отношения родителей к своему ребенку. Обращайтесь в Лунинецкий территориальный центр социального обслуживания населения.

Он поднял руку на тебя – ударил ребенка…

Он вновь поднял руку на тебя, оскорбил, унизил… Но ты снова простила…  Как в прошлый раз, поверив ему, такому  раскаивающемуся и сожалеющему о произошедшем, о том, что подобное поведение с его стороны никогда больше не повторится.

Как много раз ты слышала от него  такое, еще больше находила оправдания его жестокости в себе, своей   неполноценности, глупости, нерасторопности… Но время шло, и ничего не менялось, а его агрессия все чаще и чаще выливалась на тебя.

А ты продолжала терпеть, молчать, “не выносить сор из избы” в надежде, что когда - то судьба станет благосклонней, ужасы семейной жизни завершатся,  и вдруг само все наладится. Это ТВОЙ выбор. ТВОЯ жизнь.

Но ты должна подумать о своих детях и о том, что психика формируется до шести лет. И потом именно она во многом определяет здоровье и успешность человека в жизни.  Ты должна знать, что  психика малыша в первые три года жизни полностью  зависит от настроения  матери и косвенно – отца.

Даже если ребенок не видит скандал родителей, но мать чувствует себя тревожно и беспокойно, то вся ее боль напрямую передается малышу и ломает его психику, а в дальнейшем – и его будущее. Понаблюдай за своими детьми сегодня, пока они маленькие.  Возможно тебя уже сейчас не радует их здоровье, успешность, поведение?..

Задумайся об этом… Не молчи. Останови насилие. И завтрашний день станет светлее.   

 

свернуть

Маркеры суицидального состояния  

развернуть

Маркеры самоповреждающего состояния

    Маркеры суицидального состояния

 

  • Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».
  • Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение.
  • Активная предварительная подготовка к  выбранному способу совершения суицида  (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).
  • Сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.
  • Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.
  • Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков  страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности,  уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.
  • Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «Мое окружение», потеря перспективы будущего.
  • Необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.
  • Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.
  • Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий.
  • Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.
  • Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость.
  • Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

 

свернуть

Как обезопасить ребенка от педофила

развернуть

 

Уважаемые родители!

Будьте бдительны, старайтесь быть ближе к своим детям, владеть информацией о том, чем увлекается Ваш ребенок, с кем и как проводит свободное время.

Не совершайте ошибок, воспитывайте детей правильно, и вы убережете их от насилия. Да и просто сделаете счастливыми.

Как обезопасить ребенка от педофила

 

 Это очень важная статья, хотя и на очень неприятную тему, на которую не принято говорить, и не хочется на эту тему даже думать. Но это нужно знать каждому родителю, чтобы защитить и обезопасить наших с вами детей. Это статья посвящена тому, как защитить ребёнка от педофилов и тех, кто похищает детей. 

— Главная вещь – педофил не хватает ребенка за руку и силой не утаскивает его в безлюдное место. В 99,9% случаев ребенок по доброй воле следует за педофилом, увлеченный каким-либо заманчивым предложением. Также вы можете своего ребенка с ног до головы обвесить всякими там радио-маячками, но это не спасет его от преступления, это лишь поможет найти преступника.

— получается, ничто не заменит разъяснительную работу с самим ребенком? — нет, не было, и никогда не будет в будущем более эффективной меры, чем обычное информирование ребенка о возможной опасности. Конечно, не стоит ребенку детям объяснять, кто такие педофилы. Объясните ребенку подробно и с особо внятной дикцией всего одно положение – нормальному взрослому человеку от ребенка ничего не нужно. Если «незнакомый дядя» или «незнакомая тётя» предлагает проследовать за ним/ней вне зависимости куда и вне зависимости за чем, то (обращаетесь вы к ребенку) 100% этот дядя или эта тётя – похититель детей.

— предлоги могут быть самые разные…

— Девочка, там котята без мамы в коробке сидят. Пошли со мной я покажу где. Они такие милые. Может, себе одного возьмешь.Привет дети. У меня в квартире живет настоящий ежик. Вот его фото. Пойдемте со мной я дам вам его на руках подержать.Любишь мороженое мальчик? У меня полный холодильник остался после того, как у меня гостили племяшки. Они все мороженое не съели, а собой его взять не смогли, потому что оно в сумках растает. Ну не выбрасывать же его. Хочешь, мальчик, я его тебе все отдам? Эй, девочка (мальчик) – говорит незнакомец из авто – а как проехать на Лебедянскую улицу? Я тут уже второй час катаюсь, и мне все пальцем тычут, что она – там. Я еду туда, а там люди в другую сторону показывают. Как сговорились все. Девочка, садись в машину и покажи мне улицу. Я тебе деньги за это заплачу. А потом обратно сюда же привезу. Садись не бойся…Приведите все эти примеры вашему ребёнку, расскажите ему подробно, как ему следует себя вести.

 

—как следует вести себя ребенку в таких ситуациях?

— Незамедлительно отвернуться и отойти от этого человека и идти туда, где есть люди. Только эти подробным разговором с ребёнком вы в несколько десятков раз минимизируете риски для вашего ребенка подвергнуться похищению со всеми вытекающими последствиями, о которые описывать, думаю, нет необходимости. Мы все взрослые и всё понимаем.

 

— одним из факторов защиты может являться профилактика педофилии, когда ребенок защищен собственной психикой, которую формируют родители и семья. — виктимное поведение — комплекс жертвы — основной фактор, который «виден» педофилам и именно детей, наделенных таким комплексом легче всего сделать своей жертвой.

На формирование комплекса жертвы

влияют семь основных факторов.

  1. Условная любовь. Это когда ребенка любят не за то, что он просто есть, а за какие-то заслуги. Убрал за собой игрушки, помыл посуду, принес пятерку — люблю, плохо себя ведешь, капризничаешь, хулиганишь — не люблю. Оказывается, на практике родители довольно часто произносят подобные слова, не задумываясь о том, насколько сильно они могут ранить ребенка. И в результате, сами того не желая, формируют у своих чад комплекс жертвы. Ведь ребенок учится быть тихим, послушным, никогда не бунтовать — даже против насильника. 2. Вина. Это чувство формируется, если ребенок нежеланный — он в любом случае это чувствует. Подкрепляют это чувство скандалы между родителями — в таких случаях ребенок считает себя виноватым в этом. Еще быстрее чувство вины возникает, если мама при этом срывает свою злость на ребенке. Сильное влияние оказывает и развод родителей — ребенок уверен, что это происходит потому, что он плохой. Чувство вины, кстати, приводит к ощущению одиночества. Такие дети часто гуляют сами по себе, привлекая внимание педофила. 3. Стыд. Он возникает очень быстро — даже если над ребенком посмеялись всего один раз. Ни в коем случае нельзя этого делать, особенно смеяться над половыми органами. 4. Страх. Дети от природы пугливы, но к определенному моменту это должно пройти. Если нет, то родителям нужно задуматься. Ну и, конечно, ни в коем случае нельзя намеренно пугать

ребенка бабайками и другими отрицательными героями. 5. Обида. Чтобы исправить ситуацию, нужно попросить у ребенка прощения за все негативные

моменты, даже если он этого не помнит

  1. Низкая самооценка. Этот фактор во многом зависит от родителей. Если низка самооценка у вас, то с 90-процентной вероятностью то же самое ждет вашего ребенка. А ребенка проверить очень просто. Правда, лучше, чтобы этот тест проводили не родители, а кто-то со стороны. Нарисуйте лесенку с пятью ступеньками и объясните ребенку, что на нижней ступеньке находятся самые плохие дети. На второй — просто плохие, на третьей — обычные, на четвертой — хорошие и на пятой — лучшие. И предложите ребенку показать, на какой ступени стоит он. Если он обозначил себя на первой или второй ступеньке, значит, у него низкая самооценка и надо бить тревогу. На третьей — норма, но элемент занижения все же есть. Если же ребенок ставит себя на четвертую и пятую ступень, то все в порядке. Стоит также задуматься, если ребенок говорит такие фразы, как “Я плохой”, “Зря я родился”, “Лучше бы я умер”. На самом деле ребенок вовсе так не думает — таким образом он привлекает ваше внимание, хочет, чтобы его переубедили.
  2. Нарушение психологических границ. Психологическая граница — это невидимая линия, которая определяет наше психологическое пространство и охраняет наш внутренний мир от посягательств извне. Слабые психологические границы обычно бывают у детей в многодетной семье, где один из родителей — деспот, если ребенка бьют. Если вы хотя бы один раз ударили малыша — считайте, что у него слабые психологические границы. Простой пример таких нарушений — дети, у которых сверстники все время что-то отбирают, а они не могут постоять за себя.

— но есть факторы, которые гарантируют, что ваш ребенок никогда не подвергнется насилию.да, это так.

  1. Безусловная любовь. Лучше всего ребенок чувствует это, когда вы, глядя на него, все время радуетесь и улыбаетесь. Проверить, растет ли ребенок в безусловной любви, можно, задав ему проверочный вопрос: что тебе нужно сделать, чтобы вызвать у меня улыбку? Если ребенок ответит: посмотреть на тебя — это безусловная любовь. А если говорит: подмести пол — это любовь условная. Кстати, если вас в детстве любили условно, вам самому будет очень трудно проявлять безусловную любовь.
  2. Доверие к родителям. Оно делает ребенка неуязвимым, потому что он не позволит никому, кроме родителей, находиться слишком близко к нему. Чтобы этого добиться, прежде всего, увидев сына или дочь, скажите, как вы рады их видеть. Делитесь с детьми всем пережитым за день, но не заставляйте, а предлагайте им сделать то же самое. И всегда держите слово: если что-то пообещали ребенку, пусть это даже будет конфета.
  3. Жизнерадостность.Обратите внимание на выражение собственного лица — ребенок копирует вас. А унылая физиономия — это тоже сигнал для педофила. 4. Свободное выражение чувств. Ребенок должен знать все оттенки чувств: тоска, нежность, восхищение, обида, радость, горе и т.д. Учите этому своих детей, проговаривайте то, что чувствуете вы.
  4. Уверенность в себе.У девочки она сильно зависит от отношения к ней отца, у мальчиков — матери. Уважайте своих детей, постоянно поощряйте их, порицайте не их самих, а их поступки, и они будут уверены в себе.
  5. Высокая самооценка. Когда речь идет об угрозе со стороны педофила, выживет тот, кто смелее, наглее, сильнее психологически. Поэтому в этой ситуации чем выше самооценка, тем лучше.

 Чтобы защитить ребенка, чему важно его научить?.

  • Знать все части своего тела. Причем важно называть половые органы своими именами, чтобы не вызвать чувство стыда.
  • Отличать хорошие и плохие прикосновения — те, которые нравятся и не нравятся. Прикосновения сексуального характера ребенку в любом случае будут неприятны. Сами родители тоже должны прислушиваться к ребенку — если ему, к примеру, не нравится, что его щекочут, нужно немедленно прекратить.
  • Различать знакомых и незнакомцев и объяснить, что дистанция  с последними должна быть не менее двух метров. Знать наизусть свои имя, фамилию и отчество, адрес и номер телефона. Знать, как позвонить в милицию.
  • Позволять физические ласки только членам своей семьи. Ребенок четко должен знать, что долго обнимать и целовать его могут только мама и папа. Стоит также объяснить детям, особенно девочкам-школьницам, что есть объятия, когда люди прикасаются друг к другу лишь верхней частью тела. А есть полный контакт, когда и нижние части тела соприкасаются. Последний вариант носит сексуальный характер, и так можно приближаться только к тому, с кем ты хочешь быть. И не заставляйте ребенка целовать, например, пожилую родственницу, если он этого не хочет.
  • Спрашивать у родителей разрешения, прежде чем принять подарок или пойти куда-нибудь с человеком вне семьи.
  • Рассказывать родителям, если кто-то заставляет держать что-либо в тайне. Добиться этого помогает ключевая фраза: “Если тебя просят никому не говорить, ты можешь сказать только мне”.

Официальный сайт uvd.grodno.by 

 Игорь Белозеров

Об авторе: Пресс-служба УВД Гродненского облисполкома

 

Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

     В настоящее время во всем мире наблюдается устойчивый рост преступлений, связанных с изготовлением и распространением детской порнографии, что в свою очередь влияет на рост сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних, не обошло данное направление и Республику Беларусь.

     Основным источником информация для возбуждения и расследования уголовных дел являлись и являются заявления от родителей или законных представителей несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Также, остается актуальным мониторинг социальных сетей, находящихся в глобальной компьютерной сети Интернет.

     Начиная с 01 января 2013 года на основании приказа МВД Республики Беларусь № 381 от 26.10.2012 года, выявление преступлений, посягающих на половую неприкосновенность несовершеннолетних, входит в компетенцию подразделений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. Выявление преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних осложняется не желанием ряда взрослых и самих детей разглашать о случившемся, дабы не испортить репутацию несовершеннолетнему и семье, где он воспитывается.

     Данный факт воспринимается педофилами, как возможность совершать аналогичные преступления в отношении иных несовершеннолетних, рассчитывая, что о совершенных ими преступлениях за исключением потерпевших и их близких никто не узнает. На опыте, полученном сотрудниками УНиПТЛ Минской области в указанном направлении, с уверенностью можно сказать, что преступления в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних по-прежнему остаются латентными. Выявляемые преступления являются лишь малой частью от всех, совершенных в отношении детей.

     Как правило, своих жертв педофилы стараются выбирать из малообеспеченных семей, изредка, из достаточно обеспеченных семей. В случае если потерпевшие из малообеспеченных семей, то педофилы заманивают их в свои сети, угощая различными сладостями, передавая последним незначительные суммы денежных средств. В случаях с детьми из обеспеченных семей, находятся аргументированные убеждения, о том, что занятие сексом, в том числе, и в неестественных формах, это «модно» и это необходимо попробовать, чтобы быть в тренде.

      Имея хорошую психологическую подготовку, преступники оказывают детям, обделенным родительским вниманием, свое внимание и ласку, неестественную для чужого человека, заменяя таковых со стороны родителей. Как известно, именно этого не хватает детям, в связи с чем, они всегда ищут возможность получить недостающее внимание.

     Практически все преступники, не смотря на возраст, проявляют интерес к приобретению, просмотру и коллекционированию детской порнографии. В данном направлении в выявлении преступников активно способствует программное обеспечение CPS (ChildProtectionSystem), однако, следует отметить, что указанное программное обеспечение написано и работает в полной мере в тех странах, где в уголовном законодательстве закреплен термин – «ГРУММИНГ» (поиск детской порнографии, переписка с несовершеннолетними на сексуальные темы и т.д.). В Республике Беларусь в настоящее время лишь ведется работа по дополнению и изменению уголовного законодательства в указанном направлении. В связи с чем, указанное программное обеспечение несет лишь информационную нагрузку.

      Возвращаясь к преступникам, совершающим преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних, следует отметить, что это могут быть лица, как ведущие одинокий, замкнутый образ жизни, не стремящиеся создать и поддерживать отношения с противоположным полом. Так и ведущие спокойный, размеренный семейный образ жизни, не привлекающие к себе внимания окружающих. Последних, зачастую считают в обществе примерными семьянинами, они имеют детей, активно участвуют в общественной жизни.

     Преступники, как правило, стараются трудоустроиться на работу в места пребывания молодежи – школы, интернаты, различные дома творчества и спортивные секции. Своим поведением и поступками не выдают свои истинные намерения. Общение с несовершеннолетними не вызывает у окружающих подозрения, так как все свои действия преступники искусно камуфлируют под общественную деятельность – преподают уроки рисования, музыки, занимаются репетиторством, проповедуют религию, оказывают спонсорскую помощь детским интернатным учреждениям, и все это, в своем большинстве, безвозмездно.

      Общение преступника, как правило, происходит не только с несовершеннолетними, которые становятся жертвами, но и с другими детьми, в отношении которых преступник никогда не направит свой преступный умысел, так как, например, это дети знакомых или родственников, однако существуют и случаи совершения преступлений в отношении детей родственников, либо приемных детей.

      Избранная линия поведения не только способствует его положительному образу, но и защищает преступника, характеризуясь только с положительной стороны, любые высказывания пострадавших детей в свой адрес, преступник парирует фразой: - «Ребенок получил от меня мало внимания, денег и т.д., и таким образом желает обратить на себя внимание», в то же время, дети пострадавшие от преступной деятельности поясняют, что ничего подобного с ними не происходило, чем становятся на защиту преступника, сами того не осознавая.

      Принимая во внимание общественное положение преступника, его возраст, социальный статус взрослые, воспитывающие несовершеннолетних детей, зачастую верят преступникам, нежели своим детям.  В своем большинстве преступники, совершающие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, находясь в детском возрасте, на себе испытали жестокое отношение со стороны родителей, законных представителей или посторонних взрослых, либо стали жертвами половых преступлений. В результате, став взрослыми, они продолжают на подсознательном уровне испытывать угрозу со стороны взрослых и начинают искать отношения с несовершеннолетними, т.е. с лицами, находящимися в возрасте до применения к ним насилия.

     Работа по выявлению и пресечению деятельности лиц, посягающих на половую неприкосновенность несовершеннолетних, остро встает перед подразделениями ОВД, так как лицо, совершив преступление, и не понеся за него соответствующее наказание, чувствует, что несовершеннолетние являются беззащитными и любое действие, совершенное в отношении них и в дальнейшем останется безнаказанным.        

     Чувствуя свою безнаказанность, преступник в дальнейшем старается удовлетворить свою половую страсть любыми способами, на данном этапе он готов на все, шантаж, обман и насилие. В результате несовершеннолетний получает не только психологическую травму, но зачастую и физические травмы.

     Проведенная работа указывает, что с развитием информационных технологий, свободного доступа к любой информации, в частности к социальным сетям и свободному неконтролируемому общению в них, а также к информационным ресурсам, на которых имеется видео-аудио материалы о педофилии, деятельность лиц, склонных к совершению преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних, активизировалась.

 

свернуть

Рекомендации  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДОВ

развернуть

Рекомендации 

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДОВ

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении. Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе". ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА
  • Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых • Резкое повышение общего ритма жизни • Социально-экономическая дестабилизация • Алкоголизм и наркомания среди родителей • Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие • Алкоголизм и наркомания среди подростков • Неуверенность в завтрашнем дне • Отсутствие морально-этических ценностей • Потеря смысла жизни • Низкая самооценка, трудности в самоопределении • Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни • Безответная влюбленность

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА:

  • Установите заботливые взаимоотношения с ребенком • Будьте внимательным слушателем • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации • Помогите определить источник психического дискомфорта • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно • Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы • Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее • Внимательно выслушайте подростка!

 

свернуть