Инновационная деятельность

Инновационный проект

«Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»

Сроки реализации: 2022 – 2025 годы

 

 

 

Цель инновационной деятельности - внедрение организационно-методических и психолого-педагогических условий формирования конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации.

 

Задачи инновационной деятельности:

  1. Внедрить в практику воспитательной работы учреждений образования технологию формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений.
  2. Внедрить в практику работы учреждений образования школьные службы медиации.
  3. Создать методические условия для обеспечения психологической безопасности образовательной среды учреждений образования на основе деятельности школьных служб медиации.
  4. Изучить, оценить и обобщить результаты инновационной деятельности.
  5. Обеспечить трансляцию опыта участников инновационного проекта другим учреждениям образования республики.
  6. Разработать методические рекомендации по созданию школьных служб медиации.

 

О проекте

развернуть

Консультанты проекта:

Бельская Ирина Александровна, факультет международных отношений Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, медиатор

+375296082090, e-mail: skvirel66@gmail.com

Карпушева Наталья Михайловна, заместитель начальника воспитательной и социальной работы ГУО «Минский городской институт развития образования», магистр педагогических наук

+375291629624, e-mail: karpuscheva@minsk.edu.by

Захожая Нина Николаевна,  начальник центра идеологической,  воспитательной и социальной работы ГУО «Минский городской институт развития образования»,

+375293463464, e-mail:zninel@hotmail.com

Сроки проведения инновационной деятельности: 2022-2025 годы

свернуть

Программа инновационной деятельности

развернуть

Инновационный проект

«Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»

Сроки реализации: 2022 – 2025 годы

 

Программа инновационной деятельности

 

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

сентябрь 2022–январь

2023 года

Определяются содержание, структура и критерии конфликтологической компетентности учащихся, учителей, родителей, администрации на основе теоретического анализа. Разрабатывается диагностический инструментарий выявления (методики тестирования, анкетирования, проективные методики, протоколы наблюдения) уровня развития конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений.

Проводится первичная диагностика индивидуально-личностных особенностей учащихся, педагогов, родителей, администрации, определяющих успешность в конфликтном поведении.

Проводится диагностика (тестирование) психологической безопасности школьной среды.

Разработка содержания программ обучения и тренингов по формированию конфликтологической компетентности.        

Составляется программа по созданию школьной службы медиации и разрешения конфликтов, назначаются кураторы из числа педагогов и родителей. Разрабатывается Положение о деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, Устав ШСМ. Определяются функциональные обязанности лиц, участвующих в проекте.

Внедрение региональной модели служб школьной медиации как механизма профилактики и решения конфликтных ситуаций в учреждениях образования г. Минска.

Практический

январь

2023 года –

декабрь

2024 года

Реализуются все компоненты технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательной среды в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический, результирующий.

Внедряется программа обучения медиаторов-посредников из числа учащихся, педагогов, родителей, администрации школы.  Объявляется набор в группу школьных посредников. Проводится совместное обучение участников группы будущих медиаторов (с привлечением внешних тренеров). Тренинги по подготовке школьников-медиаторов проходят во внеучебное время. Проводятся регулярные встречи школьников-медиаторов по планированию деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, супервизия со стороны кураторов.

Апробируется содержание программ тренингов по формированию конфликтологической компетентности и обучению посредничества.

Определяются критерии сформированности компетенций медиатора, проводится первичная диагностика (тестирование) компетенций учащихся, учителей и родителей.

Организуется деятельность школьной службы медиации и разрешения конфликтов, определяется ее структура, помещение для проведения медиаций, условия обращения в службу со стороны учащихся, педагогов, родителей, администрации школы. Разрабатывается схема реагирования на конфликтные случаи и алгоритмы действия субъектов образовательных отношений.

В школе внедряются и другие направления работы в рамках конфликт-менеджмента и развития конфликтологической компетентности (тренинги социальных компетенций, тренинги управления конфликтами, тренинги против насилия и т. д.).

Повторно исследуется динамика компетенций медиаторов-посредников, конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений, участвующих в эксперименте.

Рефлексивно-обобщающий

январь – декабрь

2025 года

Анализируется опыт работы школьников-медиаторов и педагогов-кураторов школьной службы медиации и разрешения конфликтов, разрабатываются меры для поддержки и стратегии развития школьной службы, в том числе с участием администрации школы (в рабочих группах, через круглые столы, собрания и т. д.).

Новые учащиеся проходят обучение в рамках программы подготовки школьников-медиаторов на регулярной основе, опытные школьники-медиаторы выступают в роли тренеров-ассистентов по принципу «равный обучает равного».

Проводится мониторинг эффективности деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, данные мониторинга анализируются вместе с администрацией школы, учителями, родителями и учащимися, даются рекомендации специалистами.

Проводится итоговая диагностика сформированности конфликтологической компетентности, реализации компонентов внедряемой технологии. Проводится итоговая диагностика психологической безопасности школьной среды. Анализируется динамика развития компонентов конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений. Анализируются изменения критериев психологической безопасности школьной среды.

Определение различий между испытуемыми экспериментальных и контрольной групп (на основе использования методов математической статистики). Уточнение структуры экспериментальной технологии (особенностей взаимосвязи ее компонентов) на основе анализа ее эффективности. Данные, полученные в ходе эксперимента, анализируются и обобщаются. На основе анализа результатов исследования вносятся изменения и дополнения в структуру и содержание экспериментальной технологии. Разработка научно-методических рекомендации к использованию модели создания школьных служб медиации и примирения. Оформление основных результатов проекта в виде публикаций научного и научно-методического характера.

свернуть

Задачи метода «Школьной медиации»

развернуть

Задачи метода «Школьной медиации» можно сформулировать

следующим образом:

– создать безопасную среду, благоприятную для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого наудовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

–  улучшить качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (каковыми являются семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юношество) с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

–  Современная процедура медиации начала складываться в середине XX века в США. Участившиеся конфликты между работодателями и профсоюзами, многочисленные экономические споры в бизнес-среде, и при этом растянутое судопроизводство c астрономическими затратами на адвокатов приводили к тому, что судебному решению споров нужно было искать альтернативу. Одной из альтернатив и стала медиация.

Состав школьной службы медиации

  1. Александрова Н.В., учитель государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа №18 г.Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»;
  2. Васюхневич О.В., педагог-психолог государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа №18 г.Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»;
  3. Жук Д.В., учитель государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа №18 г.Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»;
  4. Мисюченко А.В., учитель государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа №18 г.Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»;
  5. Тимошук И.Д., учитель государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа №18 г.Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»
  6. Видник Никита Дмитриевич, учащийся 7 класса;
  7. Дубровская Елизавета Денисовна, учащаяся 8 «А» класса;
  8. Жорова Кристина Николаевна, учащаяся 7 класса;
  9. Кашкан Доминик Сергеевич, учащийся 9 «А» класса;
  10. Лаврик Гражина Юрьевна, учащаяся 9 «А» класса;
  11. Ропацкий Константин Сергеевич, учащийся 8 «Б» класса;
  12. Супрунюк Валентин Игоревич, учащийся 8 «А» класса;
  13. Цыманов Кирилл Витальевич, учащийся 8 «Б» класса.

свернуть

Инструменты медиатора

развернуть

Тематическое занятие по профилактике конфликтов среди школьников "Конфликты в классе. Способы их разрешения"

04.12.2021
развернуть
Педагогом социальным Шелест Л.Д. с учащимися 10, 12 классов проведено тематическое занятие по профилактике конфликтов среди школьников "Конфликты в классе. Способы их разрешения". 
Заранее с учащимися было проведено анкетирование "Конфликтный ли вы человек". Учащиеся, обсуждая ситуации "В классе", "В школе", учились правильно себя вести в конфликтных ситуациях и предотвращать конфликты. При обсуждении ситуаций дети находили бесконфликтный выход из предложенных ситуаций, а также учились контролировать себя. Быть добрыми, честными, отзывчивыми, поступать так, чтобы людям, которые окружают ребят, было хорошо - таковы способы контроля поведения человека, умеющего разрешать конфликты мирным путём.
 
свернуть

Прошло интерактивное занятие "Искусство понимать друг друга"

17.05.2021
развернуть

В рамках инновационного проекта "Внедрение технологий формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания  школьных служб медиации" прошло интерактивное занятие "Искусство понимать друг друга", на котором ребята развивали свои коммуникативные навыки, отрабатывали навыки уверенного поведения, учились защищать свою точку зрения и принимать чужую.

свернуть

На пленарной части фестиваля школьников и студентов "Медиация будущего" выступил учащийся 8 "А" класса Супрунюк В.

14.05.2021
развернуть
14 мая на пленарной части фестиваля школьников и студентов "Медиация будущего" выступил учащийся 8 "А" класса Супрунюк В. на тему "Обучение коммуникации в медиации, как эффективное условие формирования юной личности". В своем докладе Валентин раскрыл понятие коммуникация, ее значимость в современной жизни подростка, позитивный эффект от внедрения медиативных технологий в практику школьной медиации, свое положительное отношение к деятельности Центра "Медиация и право".  Медиация помогает конструктивно разрешать конфликты при участии медиатора, развивает коммуникативные навыки учащихся.
 
свернуть

Занятие "Секреты взаимодействия и сотрудничества"

20.04.2021
развернуть
Чувство толерантности и уважения к окружающим людям очень значимо в построении эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Об этом 19 апреля говорили волонтеры школьной службы медиации и педагог-психолог О.В. Васюхневич на занятии "Секреты взаимодействия и сотрудничества".
свернуть

Прошло занятие с элементами тренинга "Конфликт и пути его решения"

20.01.2021
развернуть

20 января 2021 года на занятии с элементами тренинга "Конфликт и пути его решения" участники школьной службы медиации познакомились с понятием конфликт, нарисовали свои ассоциации с этим словом, активно обсуждали, что может вызвать конфликт, какие есть способы для его  разрешения. 

свернуть

Наши учащиеся приняли участие в форуме «Медиация и Мы»

30.12.2020
развернуть

Учащиеся школы, Супрунюк Валентин и Дубровская Елизавета приняли участие в форуме по теме «Медиация и Мы», который состоялся 29 декабря 2020 года в ГУО «Средняя школа №131 г.Минска». Мероприятие проводилось в форме диалоговой площадки. Ребятам рассказали о деятельности школьной службы примирения, которая учит конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми, убеждать других словами, а не силой, разрешать любые разногласия мирным путем. Школьники узнали о традиционных районных мероприятиях: «День без конфликтов», «Учимся понимать друг друга», «От войны к культуре мира», после чего им было предложено поработать в группах с применением медиативных технологий и найти пути решения конфликтных ситуаций, а также принять участие в интерактивных играх по формированию культуры общения и работы в командах.

свернуть

Прошла общешкольная акция "Не спорь и не ругайся, лучше с нами пообщайся!"

18.12.2020
развернуть

18 декабря 2020, в рамках инновационного проекта "Внедрение технологий формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиаций ", прошла общешкольная акция "Не спорь и не ругайся, лучше с нами пообщайся!" Участники проекта раздавали памятки учащимся школы, а также рассказывали, по каким вопросам можно обращаться к ним за помощью. 

свернуть

Состоялся фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего»

03.10.2020
развернуть
3 октября 2020 года на базе ГУО «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер» состоялся фестиваль школьников и студентов «Медиация будущего». В нем приняли участие учащиеся ГУО «Специальная общеобразовательная школа №18 г. Минска для детей с тяжелыми нарушениями речи»: Кашкан Доминик (9 «А» класс), Лаврик Гражина (9 «А» класс), Супрунюк Валентин (8 «А» класс), Дубровская Елизавета (8 «А» класс), Ропацкий Константин (8 «Б» класс), Цыманов Кирилл (8 «Б» класс), Жорова Кристина (7 класс), Видник Никита (7 класс).
Ребята работали в команде под руководством медиатора Орловской Людмилы Геннадьевны. Теоретическая часть заключалась в изучении эмоциональной компетентности медиатора, а затем каждая команда презентовала результаты освоения темы.
Интерактивный кейс медиации по урегулированию школьного конфликта под супервизией медиаторов Центра «Медиация и право» был представлен ситуацией из практики юных медиаторов проекта «Школьная медиация». По завершению команды презентовали результаты медиации.
Для участников фестиваля была организована викторина «Правовое просвещение детей и подростков», где за правильный ответ ребята получали подарки. После подведения итогов фестиваля и фотосессии школьники запускали воздушных змеев.
 
03-10-2020 медиация (1)
03-10-2020 медиация (4)
03-10-2020 медиация (3)
03-10-2020 медиация (2)
свернуть

Заместитель директора по воспитательной работе Малиновская Е.К. и педагог-психолог Васюхневич О.В. посетили фестиваль «Медиация будущего»

17.09.2020
развернуть

17.09.2020 заместитель директора по воспитательной работе Малиновская Елена Казимировна и педагог-психолог Васюхневич Ольга Васильевна посетили фестиваль «Медиация будущего», где слушали Ирину Владимировну Орловскую, исполнительного директора ОО «Белорусский республиканский союз юристов», члена совета, руководителя проекта «Школьная медиация», медиатора УПУ «Центр «Медиация и право», которая рассказывала о белорусской модели служб медиации, практике их организации и особенностях функционирования, Карпушеву Наталью Михайловну и Ермак Татьяну Викторовну с вопросом о подготовке педагогов-руководителей школьной службы медиации и других выступающих. А также приняли активное участие в деловой игре «Медиации в школе: за и против», получили массу положительных эмоций и бесценного опыта.

свернуть

Состоялся круглый стол для педагогов школы "Служба школьной медиации"

15.09.2020
развернуть

15 сентября 2020 года состоялся круглый стол для педагогов школы "Служба школьной медиации". Заместитель директора по воспитательной работе Малиновская Елена Казимировна рассказала о том, насколько важна служба медиации не только для учащихся, а также для педагогов и родителей. Активно обсуждались планы и перспективы развития школьной службы медиации. 

свернуть
Ещё в этом разделе