Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний умений и навыков учащихся, их морального, творческого и физического развития.
Аттестацию педагогических работников в учреждении образования проводится на присвоение либо подтверждение второй, первой и высшей педагогической категории.
Аттестация проводится по инициативе педагогического работника либо по инициативе руководителя учреждения образования:
- по инициативе педагогического работника аттестация проводится на присвоение педагогической категории.
- по инициативе руководителя учреждения образования аттестация проводится на подтверждение педагогической категории и является обязательной для педагогического работника.
Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок. Один из важнейших принципов, на которых строится аттестация педагогических кадров – это приоритет личности, уважительное отношение к личности оцениваемого, его гражданским и профессиональным правам. Аттестация должна проводиться в соответствии с общественными нормами и имеющимися юридическими основаниями, быть этичной, не унижающей человеческое достоинство.
Квалификационный экзамен проводится с целью независимой экспертной оценки научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников.
Основными задачами экзамена являются стимулирование роста профессионального мастерства педагогических работников, развитие их творческой инициативы, овладение передовым опытом, включение в исследовательскую деятельность, определение уровня профессионального мастерства педагогического работника, который достигнут после получения предыдущей квалификационной категории.
Аттестация педагогического работника проходит в форме определенной процедуры. В соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 №101, в действующей редакции.
Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:
1. Направление на сдачу квалификационного экзамена, которое высылается учреждением образования почтой на адрес учреждения образования, в котором педагогический работник будет сдавать квалификационный экзамен.
При сдаче квалификационного экзамена в ГУО «Академия последипломного образования», направление высылается по адресу: 220040, г. Минск, ул. Некрасова, д. 20, каб. 206.
2. Опыт педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях (предоставляется на flesh-карте в первый день экзамена).
Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен.
3. Паспорт.
4. Свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации.
О процедуре проведения квалификационного экзамена
Квалификационный экзамен при прохождении педагогическими работниками аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
Содержание экзаменационных заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.
Первый этап квалификационного экзамена направлен на определение уровня научно-теоретической и методической компетентности педагогического работника. Форма проведения: письменная.
Письменная экзаменационная работа состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть направлена на определение общепрофессиональной педагогической компетентности экзаменуемого и включает тест (10 вопросов) на знание основных положений нормативных правовых документов в сфере образования, вопросов педагогики, психологии, обучения детей с особенностями психофизического развития, воспитания. Возможен компьютерный вариант выполнения теста.
Вариативная часть может содержать тесты, задачи, задания с учетом преподаваемого учебного предмета или реализуемого направления педагогической деятельности в соответствии с программой квалификационного экзамена.
Время выполнения письменной работы – 2 академических часа.
Максимальное количество баллов за инвариантную часть – 10, за вариативную часть – 22. Всего – 32 балла.
В случае, если педагогический работник набрал менее 5 (пяти) баллов и (или) менее 11 (одиннадцати) баллов за вариативную часть, то к дальнейшей сдаче квалификационного экзамена он не допускается. В экзаменационную ведомость вносится оценка «не сдал».
Второй этап квалификационного экзамена направлен на определение уровня профессионально-практической компетентности.
Экзаменуемый выполняет задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности на основе собственного педагогического опыта. Описание опыта в соответствии с установленными требованиями предоставляется в квалификационную комиссию в первый день экзамена. Оценивание опыта осуществляется членами квалификационной комиссии в соответствии с критериями и показателями. В опыте педагогической деятельности не допускается заимствование более 30% содержания из других источников. В случае заимствования содержания свыше указанного педагогическому работнику выставляется оценка «не сдал».
На выполнение задания второго этапа отводится 2 (два) академических часа. Затем экзаменуемый в устной форме защищает спроектированный в соответствии с экзаменационным заданием фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации. Оценка разработанного фрагмента педагогической деятельности осуществляется в соответствии с критериями и показателями.
Максимальное количество баллов за второй этап экзамена – 32 (описание опыта – 16 баллов, защита фрагмента педагогической деятельности, разработанного на экзамене – 16 баллов).
По итогам квалификационного экзамена оценка «сдал» выставляется, если экзаменуемый набрал 75% и более от максимально возможного количества баллов (48 баллов и более из 64 максимальных). Оценка «не сдал» – если экзаменуемый набрал менее 75% от максимально возможного количества баллов (менее 48 баллов).