Памятка
по вопросам безопасности детей и охраны труда сотрудников при организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летний период 2022 года
Вопросы оздоровления, летнего отдыха и занятости детей являются одним из приоритетных направлений деятельности всех заинтересованных ведомств и структур, находятся в центре внимания комитета по образованию Мингорисполкома, Минской городской организации Белорусского профсоюза работников образования и науки, управлений по образованию администраций районов г. Минска, а также районных г. Минска организаций Белорусского профсоюза работников образования и науки.
Основными приоритетами оздоровительной кампании являются:
- создание безопасных условий;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- доступность оздоровительных услуг в оздоровительных лагерях для всех категорий населения;
- социальная защита и поддержка наиболее незащищенных категорий детей из малообеспеченных, многодетных семей, детей, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот, детей-инвалидов, детей, состоящих на различных видах учета (НГЗ, ИПР);
- удовлетворение запросов детей и их родителей на оздоровление в разных типах оздоровительных лагерей;
- глубокая содержательность и результативность воспитательных мероприятий.
- Организация летнего оздоровления детей и подростков в оздоровительных лагерях
Пристальное внимание всех заинтересованных служб и ведомств во время летнего оздоровления детей и подростков в оздоровительных лагерях уделяется вопросам:
- обеспечения пожарной безопасности;
- безопасности вблизи водоемов, во время купания;
- организации пропускного режима;
- соблюдения требований санитарных норм и правил, в том числе при организации питания воспитанников оздоровительных лагерей.
- Обеспечение пожарной безопасности
Каждый человек должен правильно и без паники действовать при пожаре в общественном здании. Заметивший возгорание, обязан немедленно сообщить об этом старшим или дежурному МЧС по тел. 101 и сообщить следующие сведения:
- Адрес, где обнаружено загорание или пожар.
- Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в школе, на складе и т.д.
- Что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль.
- Если диспетчер попросит, то уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, этаж, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей и т.д.
- Сообщить свою фамилию и телефон.
Чем быстрее прибудут спасатели, тем легче и успешнее будет ликвидирован пожар и оказана помощь людям. Не надо тратить время на выяснение причин и поиск места возгорания, потому что пожар тем временем может принять большие размеры.
После сообщения о пожаре все дети и взрослые должны покинуть помещение через основные или запасные пути эвакуации. Эвакуация должна проводиться немедленно и из всего здания независимо от размеров пожара. В первую очередь эвакуируются из помещений, где создалась наибольшая угроза для жизни. В каждом заведении должен быть план эвакуации на случай пожара. Обязанность всех детей и взрослых – ознакомиться с планом эвакуации, который вывешивается на видном месте, его содержанием, определить на нем место расположения своего класса (группы или отряда) и пути движения при эвакуации.
При неорганизованной эвакуации может возникнуть паника, что часто заканчивается трагически. Чтобы такого не произошло, крайне важными при эвакуации являются дисциплинированность и четкое выполнение распоряжений взрослых людей.
Передвижение должно осуществляться организованно и без суеты. Не толкайте друг друга. При необходимости оказывайте помощь другим детям, особенно маленьким.
Эвакуируясь с верхних этажей, используйте лестничные клетки. Не забудьте закрыть двери помещений, откуда идет дым. Если помещение задымлено, двигайтесь, пригнувшись к полу. Не забывайте защищать органы дыхания. Очень важно в такой ситуации сохранять спокойствие.
Если загорание небольшое и пожар не принял угрожающих размеров, нужно до прибытия спасателей потушить огонь самим. Для этого используются первичные средства пожаротушения: огнетушители, вода (в том числе из пожарных кранов), а также плотная ткань.
После вызова спасателей не забывайте об их встрече. Встречающий должен проинформировать спасателей о сложившейся обстановке, есть ли угроза людям, где они находятся. И не забыть вызвать скорую медицинскую помощь»
- Безопасность вблизи водоемов, во время купания
(Выписка из Правил охраны жизни людей на водах Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 11.12.2009 № 1623 (в редакции постановления Совмина от 04.08.2011 № 1049):
«ГЛАВА 3
МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ
- Безопасность детей на воде достигается правильным выбором и оборудованием мест купания, четкой организацией купания и проведением разъяснительной работы.
Преподаватели (инструкторы, тренеры) по плаванию должны систематически разъяснять детям правила безопасного поведения на воде, не допускать их к водоемам без присмотра взрослых.
- Пляжи оздоровительных организаций для детей должны отвечать требованиям настоящих Правил. Содержание территории пляжа должно соответствовать требованиям законодательства.
Места для пляжей по возможности должны выбираться на пологих песчаных берегах, ограждаться штакетным забором со стороны суши, иметь кабины для переодевания, теневые навесы.
На расстоянии 5 метров от уреза воды устанавливаются щиты со спасательным имуществом, стенды с информацией о мерах безопасности, приемах и способах оказания первой помощи, о погоде, а также о правилах приема водных и солнечных процедур.
- Плавание детей допускается в специально отведенных местах, согласованных с территориальными учреждениями государственного санитарного надзора и ОСВОД. Дно акваторий, отведенных для купания детей, должно иметь постепенный уклон, быть без ям, уступов и опасных предметов, свободно от тины и водных растений, с глубинами, не превышающими:
0,7 метра, - для детей до 9 лет;
1,2 метра, - для детей старшего возраста, не умеющих плавать.
Участки для купания детей до 9 лет и не умеющих плавать ограждаются штакетным забором высотой над поверхностью воды не менее 0,5 метра, для детей старшего возраста - обносятся поплавковым ограждением или штакетным забором. Ограждение может быть сделано из жердей, имеющих гладкую поверхность и закрепленных на кольях.
- Занятия по плаванию и купание детей на открытых водоемах должны проводиться в солнечную погоду при температуре воздуха 20 - 25 °С, воды - 18 - 20 °С и волнении водной поверхности не более 1 балла (высота волны до 0,25 метра).
- Ответственность за безопасность детей во время занятий и обучения плаванию, проведения спортивных мероприятий на воде возлагается на руководителя занятия (инструктора, преподавателя, тренера).
- Купание и обучение детей плаванию разрешается группами не более 15 человек. Купание и обучение детей, не умеющих плавать, должны проводиться отдельно, при этом все упражнения выполняют в сторону берега.
За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение руководителем занятия (преподавателем, инструктором, тренером), а также спасателями. Ответственные за купание должны пресекать (не допускать) действия занимающихся, которые могут стать причиной несчастного случая.
- Перед началом купания группы детей:
границы участка, отведенного для купания, обозначаются вдоль береговой черты флажками;
спасательная шлюпка со спасателями выходит за внешнюю сторону линии заплыва и удерживается в 2 - 3 метрах от нее;
группа выводится на свой участок купания, где инструктируется о мерах безопасного поведения на воде;
купающиеся выстраиваются в линейку, раздеваются и складывают перед собой одежду.
По окончании купания руководитель занятия (преподаватель, инструктор, тренер) выстраивает группу в шеренгу, проводит перекличку и проверяет, вся ли одежда разобрана.
- Для обучения детей плаванию на каждом пляже в детских оздоровительных учреждениях оборудуется учебный пункт, который ограждается сетчатым или штакетным забором на суше и в воде. На территории этого пункта размещаются кабинки для переодевания и теневые грибки. Территория и акватория учебного пункта должны позволять проводить обучение плаванию на берегу и в воде не менее чем 15 детей. Пункт обеспечивается плавательными досками, плавательными поддерживающими поясами, резиновыми кругами, шестами для поддержки обучающихся, мегафонами. Пункт должен иметь вывеску, стенд с расписанием занятий, учебными плакатами и выпиской из настоящих Правил.
- Во время купания группы детей на всей акватории участка, отведенного для их купания, запрещаются:
купание и нахождение посторонних лиц;
катание на лодках и катерах;
игры и спортивные мероприятия.
- Администрациями детских оздоровительных учреждений, расположенных у водоемов, перед дневным и ночным отдыхом организовываются обходы побережья закрепленных за ними территорий.
- Для купания детей во время туристических походов, экскурсий, прогулок выбирается неглубокое место с пологим дном, не имеющее свай, коряг, острых камней, водорослей, ила и иных видимых признаков возможного негативного воздействия на здоровье детей (места сброса сточных вод и других выбросов).
Обследование места купания проводится взрослыми, умеющими хорошо плавать и нырять, знающими приемы спасания и оказания первой помощи. Границы места купания обозначаются поплавковым ограждением, вехами, жердями и другими подручными средствами.
Купание детей, не умеющих плавать, во время походов запрещается.
Перед началом купания проводится инструктаж о мерах безопасности. Купание и плавание детей должны осуществляться под контролем взрослых с соблюдением всех мер безопасности.
- Организации пропускного режима
Пропускной режим в учреждении образования осуществляется в соответствии с необходимыми требованиями безопасности.
Пропускной режим - совокупность мероприятий и правил, исключающих возможность несанкционированного прохода лиц, проезда транспортных средств, проноса (провоза) имущества на территорию или с территории учреждения образования. Пропускной режим в помещение учреждения образования предусматривает комплекс специальных мер, направленных на поддержание и обеспечение установленного порядка деятельности учреждения образования и определяет порядок пропуска учащихся и работников данного учреждения и граждан в здание учреждения образования и на её территорию.
- Основные требования к территории оздоровительного лагеря и установленному на ней спортивному и игровому оборудованию:
(Выписка из Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров республики Беларусь от 07.08.2019 № 525)
- территория учреждения образования должна содержаться в чистоте;
- уборка территории должна проводиться ежедневно утром и по мере загрязнения в течение дня;
- при сухой жаркой погоде утром до прихода обучающихся перед уборкой должна проводиться поливка земельного участка учреждения образования;
- на территории учреждении образования должны выделяться функциональные зоны – отдыха (игр), физкультурно-спортивная, хозяйственная;
- подходы к зданиям учреждения, въезды и входы на его территорию, пешеходные дорожки должны иметь твердое ровное покрытие;
- хозяйственная зона в учреждении должна иметь отдельный въезд. В ней должны размещаться здания хозяйственного назначения, площадка для сбора твердых коммунальных и пищевых отходов.
Площадка для сбора твердых коммунальных и пищевых отходов должна ограждаться на высоту выше емкостей для сбора отходов, иметь твердое покрытие, находиться на расстоянии не менее 20 м от окон здания учреждения, зон отдыха (игр) и физкультурно-спортивной зоны. Мусоросборники должны быть с закрывающимися крышками. На территории и в здании учреждения должны быть созданы условия для сбора мусора.
- на территории учреждения игровое и спортивное оборудование должно быть исправным и хорошо поддаваться очистке.
- песок для наполнения песочниц в учреждениях для детей должен завозиться из специально установленных для этого мест с подтверждающими документами о не превышении гигиенических нормативов содержания в нем природных радионуклидов и солей тяжелых металлов. Песок должен быть чистым, без посторонних примесей. По окончании рабочего дня песочницы должны закрываться крышками. Перед игрой песок должен увлажняться;
- на территории учреждения не должно быть безнадзорных животных.
Требования, предъявляемые к игровому оборудованию и покрытию игровых площадок определены Межгосударственным стандартом ГОСТ 34614.1-2019 (EN 1176-1:2017) «Оборудование и покрытия игровых площадок. Часть 1. Общие требования безопасности и методы испытаний».
(Внимание!!!! Важно знать!!! Действие Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ЕН 1176-1-2006 – СТБ ЕН 1176-7-2006 «Оборудование детских игровых площадок» отменяется с 01 июля 2022 года (Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2021г. №101 (Приложение 7 к указанному Постановлению):
- Формирование культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников
Культура безопасной жизнедеятельности характеризует степень усвоения воспитанниками правил безопасного поведения в обществе, формирование норм и правил поведения в социальной и природной средах, умений и навыков безопасной жизнедеятельности, необходимых в повседневной жизни. Содержание воспитательной работы по данному направлению должно быть направлено на приобщение воспитанников к соблюдению правил безопасности, приобретение знаний и действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, во время летнего оздоровления детей и подростков, необходимо усиление контроля по соблюдению мер безопасности. Перед проведением воспитательных и оздоровительных мероприятий (экскурсий, походов, купания, спортивных соревнований) с детьми необходимо проводить беседы о соответствующих мерах безопасности.
В планирование работы должны быть включены мероприятия с участием сотрудников МЧС, ГАИ, медицинских работников по обучению правилам безопасного поведения, правилам пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице, воде, в лесу. При проведении всех воспитательных мероприятий особое внимание необходимо обратить на обеспечение максимальной безопасности учащихся. Следует строго соблюдать Директиву Президента Республики Беларусь от 11 мая 2004 года №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», Правила автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. №972), выполнять Инструкцию об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а).
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников должно стать неотъемлемой частью содержания воспитательной работы в оздоровительном лагере. Целесообразно включать в планы воспитательной работы оптимальные приемы, методы и формы работы по данному направлению в соответствии с программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Содержание воспитательной работы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности воспитанников должно быть направлено не только на приобретение воспитанниками знаний, но и развитие умений действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Необходимо организовать проведение в первые дни пребывания детей в лагере обучающих игровых ситуаций, направленных на формирование установок безопасного пребывания в лагере («X-фактор», «ТОМ – тропа опасных мест», «Безопасный тур», «Свой, чужой, знакомый», «Игротека Бравого Пожарного» и т.п.). Особое внимание необходимо обратить на информационную работу, направленную на профилактику распространения COVID-19 (информинутки «Чистые руки – твоя защита», «Когда поможет маска», «Как защититься от COVID-19», «Короновирус: что нужно знать», фестиваль социальных роликов «Проведи лето ЗДОРОВО», конкурс санбюллетеней «В царстве гигиены» и т.д.).
- Минимизации риска возникновения и распространения вирусных и других инфекций
Необходимо помнить о сохранении жизни и здоровья детей при любом подходе к организации детского отдыха и оздоровления, что должно являться основным показателем эффективности оздоровительной кампании.
K началу оздоровительной кампании 2022 года обновлены Методические рекомендации по профилактике возникновения и распространения COVID-19 при организации работы оздоровительных и санаторно-курортных организаций для детей. На основании данного документа необходимо разработать планы дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности и здоровья воспитанников, сотрудников, предусмотреть четкий алгоритм действий в период осложнения эпидситуации с учетом рекомендаций. При подготовке данной документации рекомендуется изучить информационные материалы на сайте Министерства здравоохранения Республики Беларусь (http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-belorusskikh-grazhdan/COVID-19/).
- Обучение – основа безопасности
Перед началом организации летнего отдыха учредитель воспитательно-оздоровительного учреждения образования либо руководитель юридического лица, в структуре которого находится воспитательно-оздоровительное учреждение образования, должен обеспечить краткосрочное обучение работников по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью в воспитательно-оздоровительном учреждении образования и оказанием первой помощи пострадавшим, а также внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, так как новая должность требует дополнительных знаний по охране труда (п. 57 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 г. № 175 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 29.05.2020 №54). С этой целью необходимо разработать перечень вопросов для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов лагеря с учетом специфики проводимых мероприятий с детьми в лагере (экскурсий, походов, соревнований, купания в водоемах и т.д.).
Школьный лагерь – это структурное подразделение школы. Учредителем его является всё-таки директор школы, который своим приказом назначает учителей воспитателями. Для воспитателей необходимо разработать должностную инструкцию при работе в лагере и ознакомить с ней под роспись педагога, который будет в школьном лагере выполнять функции воспитателя.
С техническим персоналом (рабочие профессии) школы, обслуживающим объекты лагеря, дополнительного инструктажа или проверки знаний по охране труда, не проводится, потому что их функциональные обязанности и требования безопасности при выполнении работ не меняются.
Любое успешное обучение невозможно без соответствующих программ, планирования и учебных пособий. Поэтому в лагерях изучение вопросов безопасности должно обязательно фигурировать в планах воспитательной работы – особенно в первые дни каждой новой смены. В дальнейшем перед конкретным мероприятием соответствующие правила безопасного поведения необходимо повторять.
В целях профилактики детского травматизма руководитель обязан обеспечить разработку памяток по мерам безопасности при проведении различных мероприятий. Обязательно нужно с детьми провести обучение по мерам безопасности с последующей устной проверкой знаний (опросом, что ребёнок запомнил из услышанного или увиденного при демонстрации фильма или слайдов). Фиксацию проверки знаний можно производить в произвольной форме протоколом со списком детей с формулировкой «Обучение мерам безопасности провёл воспитатель (ФИО)». В таком протоколе должна стоять только подпись воспитателя, дети здесь не расписываются.
Форму соответствующего протокола проверки знаний обучающихся в качестве образца можно использовать из Правил № 26 (Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «химия» и «физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2008 г. № 26). Обучающиеся до 18 лет не расписываются в этом протоколе, воспитатель просто пишет «прошёл», «не прошёл», – т.е., усвоил или нет ребёнок материал по тем или иным мерам безопасности. Плюс воспитатель, проводивший обучение, здесь ставит свою подпись.
- Проведение мониторингов оздоровительных лагерей
При проведении мониторингов оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей технический инспектор труда изучает вопросы организации охраны труда работников и обеспечение безопасности отдыхающих детей.
Руководитель учреждения, на базе которого находится лагерь, начальник лагеря должны иметь:
- нормативные правовые акты, необходимые для организации работы лагеря;
- постановление местных органов образования по организации летнего отдыха учащихся (решение админитрации района г. Минска, приказ управления по образованию);
Для изучения представляются локальные правовые акты оздоровительного лагеря:
- Приказ руководителя учреждения образования о работе оздоровительного лагеря;
- Положение об оздоровительном лагере;
- Акт приёмки оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (прил. 2 СанНиП 26.12.2012 № 205); разрешение на открытие лагеря
- Штат работников;
- Должностные инструкции всех работников лагеря (начальника лагеря, воспитателя и др.) с определением обязанностей по охране труда;
- Программы (тематики, плана, материалов) для проведения лекториев, семинаров с педагогическими работниками, привлекаемыми к работе в лагере по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью;
- Перечень вопросов и билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и педагогических работников лагеря с учетом их должностных обязанностей, специфики проводимых мероприятий в лагере;
- Протоколы внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда
- Программы и материалов обучения воспитанников мерам безопасности при проведении различных мероприятий (безопасность и поведение на транспорте, на улице, в театре, музее, в лесу, на водоеме и т.д.);
- Протокол обучения детей мерам безопасного поведения;
- Журнал регистрации ежедневных обучающих занятий с учащимися на период работы оздоровительного лагеря с указанием темы занятия;
- Приказы о проведении мероприятий в лагере вне территории лагеря (экскурсии и т.д.);
- Журнал ежедневного контроля в игровых и спальных помещениях лагеря;
- Документация на оборудование игровых площадок, физкультурно-спортивных сооружений, открытых плоскостных спортивных площадок (акты контроля и испытаний, инструкции по эксплуатации, журналы «Учёт Т.О.», «Периодический контроль основных эксплуатационных технических характеристик»).
Проверка оборудования и содержания:
- компьютерных классов, спортивного зала, игровых и спальных помещений;
- территории лагеря;
- игрового и спортивного оборудования;
- помещений для мытья ног перед сном;
- санитарных узлов;
- пищеблока;
- бытовых помещений.
- Особенности регулирования труда несовершеннолетних
Напоминаем, что при организации вторичной занятости, а также при организации работы оздоровительных лагерей труда и отдыха в учреждениях образования, необходимо строго руководствоваться нормами, устанавливающими особенности регулирования труда несовершеннолетних (определены законодательством Республики Беларусь). Нормы, устанавливающие особенности регулирования труда несовершеннолетних прежде всего сосредоточены в главе 20 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК).
- Заключение трудового договора
Согласно общим нормам ТК заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет (ст. 21, 272 ТК). Вместе с тем установлен нижний предел возраста работника – не менее 14 лет.
С таким лицом (в возрасте с 14 до 16 лет) заключение трудового договора допустимо только при наличии письменного согласия одного из его родителей (усыновителей, попечителей). Другим условием заключения трудового договора с работником данной возрастной категории является выполнение легкой работы или занятия профессиональным спортом, которые не должны быть вредными для его здоровья и развития, а также не препятствовать получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утвержден Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь (постановление от 15.10.2010 № 144). Трудовые договоры, заключенные с лицами моложе 14 лет, а также с лицом, достигшим 14 лет, но без письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя), признаются недействительными (ст. 22 ТК). Несовершеннолетние работники в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными ТК, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями (ст. 273 ТК). Прием на работу лиц моложе восемнадцати лет возможен только после предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, они также ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру, который проводится в рабочее время с сохранением среднего заработка (ст. 275 ТК). При заключении трудового договора с несовершеннолетними наниматель не вправе устанавливать им предварительное испытание (ст. 28 ТК).
- Работы, поручаемые несовершеннолетним
Законодательством запрещено применять труд несовершеннолетних на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных и горных работах (ст. 274 ТК).
Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 27.06.2013 № 67. Запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Такие нормы установлены Министерством здравоохранения Республики Беларусь (постановление от 13.10.2010 № 134).
3. Рабочее время
Для работников моложе восемнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю (ст. 114 ТК). Продолжительность рабочего времени учащихся, получающих общее среднее, профессионально-техническое образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины вышеуказанной максимальной продолжительности рабочего времени в соответствии с возрастной категорией. При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: 1) для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 4 часа 36 минут, от шестнадцати до восемнадцати лет - семь часов; 2) для учащихся, получающих общее среднее, профессионально-техническое образование, специальное образование на уровне общего среднего образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2 часа 18 минут, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3 часа 30 минут
(ст. 115 Трудового кодекса).
Работники моложе 18 лет не допускаются к работе в ночное время (с 22 до 6 часов), даже если оно приходится на часть рабочего дня или смены, а также к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, в выходные дни, если иное не установлено ТК (ст. 117, 120, 276 ТК). Кроме того, несовершеннолетним не устанавливается ненормированный рабочий день (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 № 1695). Для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников (ст. 278 ТК).
Оздоровительная кампания 2022 года должна быть безопасной, эффективно организованной, разумно управляемой и своевременно контролируемой.
Главный технический инспектор труда Минской городской
организации Белорусского профессионального союза
работников образования и науки О.И. Жук
свернуть