Инновационная деятельность

Инновационный проект

«Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации»

Сроки реализации: 2020 – 2022 годы

 

Программа инновационной деятельности

 

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

сентябрь 2019–январь

2020 года

Определяются содержание, структура и критерии конфликтологической компетентности учащихся, учителей, родителей, администрации на основе теоретического анализа. Разрабатывается диагностический инструментарий выявления (методики тестирования, анкетирования, проективные методики, протоколы наблюдения) уровня развития конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений.

Проводится первичная диагностика индивидуально-личностных особенностей учащихся, педагогов, родителей, администрации, определяющих успешность в конфликтном поведении.

Проводится диагностика (тестирование) психологической безопасности школьной среды.

Разработка содержания программ обучения и тренингов по формированию конфликтологической компетентности.        

Составляется программа по созданию школьной службы медиации и разрешения конфликтов, назначаются кураторы из числа педагогов и родителей. Разрабатывается Положение о деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, Устав ШСМ. Определяются функциональные обязанности лиц, участвующих в проекте.

Внедрение региональной модели служб школьной медиации как механизма профилактики и решения конфликтных ситуаций в учреждениях образования г. Минска.

Практический

январь

2020 года –

декабрь

2021 года

Реализуются все компоненты технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательной среды в рамках деятельности школьных служб медиации и разрешения конфликтов: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический, результирующий.

Внедряется программа обучения медиаторов-посредников из числа учащихся, педагогов, родителей, администрации школы.  Объявляется набор в группу школьных посредников. Проводится совместное обучение участников группы будущих медиаторов (с привлечением внешних тренеров). Тренинги по подготовке школьников-медиаторов проходят во внеучебное время. Проводятся регулярные встречи школьников-медиаторов по планированию деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, супервизия со стороны кураторов.

Апробируется содержание программ тренингов по формированию конфликтологической компетентности и обучению посредничества.

Определяются критерии сформированности компетенций медиатора, проводится первичная диагностика (тестирование) компетенций учащихся, учителей и родителей.

Организуется деятельность школьной службы медиации и разрешения конфликтов, определяется ее структура, помещение для проведения медиаций, условия обращения в службу со стороны учащихся, педагогов, родителей, администрации школы. Разрабатывается схема реагирования на конфликтные случаи и алгоритмы действия субъектов образовательных отношений.

В школе внедряются и другие направления работы в рамках конфликт-менеджмента и развития конфликтологической компетентности (тренинги социальных компетенций, тренинги управления конфликтами, тренинги против насилия и т. д.).

Повторно исследуется динамика компетенций медиаторов-посредников, конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений, участвующих в эксперименте.

Рефлексивно-обобщающий

январь – декабрь

2022 года

Анализируется опыт работы школьников-медиаторов и педагогов-кураторов школьной службы медиации и разрешения конфликтов, разрабатываются меры для поддержки и стратегии развития школьной службы, в том числе с участием администрации школы (в рабочих группах, через круглые столы, собрания и т. д.).

Новые учащиеся проходят обучение в рамках программы подготовки школьников-медиаторов на регулярной основе, опытные школьники-медиаторы выступают в роли тренеров-ассистентов по принципу «равный обучает равного».

Проводится мониторинг эффективности деятельности школьной службы медиации и разрешения конфликтов, данные мониторинга анализируются вместе с администрацией школы, учителями, родителями и учащимися, даются рекомендации специалистами.

Проводится итоговая диагностика сформированности конфликтологической компетентности, реализации компонентов внедряемой технологии. Проводится итоговая диагностика психологической безопасности школьной среды. Анализируется динамика развития компонентов конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений. Анализируются изменения критериев психологической безопасности школьной среды.

Определение различий между испытуемыми экспериментальных и контрольной групп (на основе использования методов математической статистики). Уточнение структуры экспериментальной технологии (особенностей взаимосвязи ее компонентов) на основе анализа ее эффективности. Данные, полученные в ходе эксперимента, анализируются и обобщаются. На основе анализа результатов исследования вносятся изменения и дополнения в структуру и содержание экспериментальной технологии. Разработка научно-методических рекомендации к использованию модели создания школьных служб медиации и примирения. Оформление основных результатов проекта в виде публикаций научного и научно-методического характера.