Молодому специалисту

19.09.2018

Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.

 

Памятка молодому учителю по мотивированию

познавательной активности учащихся на уроке Учителю необходимо:

  • поддерживать доброжелательный стиль общения между всеми участниками педагогического процесса;
  • ободрять учащихся при возникновении у них трудностей;
  • поддерживать положительную обратную связь;
  • заботиться о разнообразии методов преподавания учебного материала.

Постоянно актуальными остаются советы:

  • приучать обучаемых к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;
  • поощрять выполнение заданий повышенной сложности;
  • учить четко определять цели, задачи, формы отчетности, критерии оценки;
  • формировать чувство долга, ответственности;
  • учить предъявлять требования преждевсего к себе.

Исключите из своего лексикона фразы:

  • Так дело не пойдет!
  • Об этом нам не нужно говорить вообще!
  • На это у нас нет времени!
  • Об этом ты не можешь судить!
  • И до чего мы так дойдем!
  • Это несерьезно!
  • Можешь мне поверить!
  • Как ты до этого додумался.

Cоветы молодому учителю перед началом урока

Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО.

Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, постарайтесь встретиться глазами со всеми ребятами. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше и меньше времени.

Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Ее можно приготовить на перемене. Приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

Начните урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто не подготовка к уроку – дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделие – бич дисциплины.

Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание не устойчиво, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

Обращайтесь чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.

Мотивируя оценки знаний, придавайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указание ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь оценками за поведение и прилежание.

Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе слабых и не дисциплинированных ребят.

Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

Удерживайтесь от излишних замечаний.

Помните: налаживание дисциплины, может быть, та единственная область педагогической практики, где помощь на уроке со стороны администрации идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.

Не допускайте конфликтов с целым классом или со значительной частью класса, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации молодому учителю

 

Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДЫХ  СПЕЦИАЛИСТОВ

 

  1. Приходите в кабинет за 15-20 минут до звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, постарайтесь встретиться глазами со всеми ребятами. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  2. Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Ее можно приготовить на перемене, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  3. Начните урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение урока - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
  4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  5. Обращайтесь чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  7. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
  8. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят.
  9. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  10. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  11. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке со стороны администрации идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
  12. Не допускайте конфликтов с целым классом или со значительной частью класса, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  13. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.
  14. Помните слова Н. А. Добролюбова: “Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников”.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВЕТЫ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ

 

1.Прочитайте раздел программы, который надо изучать на уроке.

2.Изучите материал этого раздела.

3.Проанализируйте учебный материал.

4.Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопросы, чего бы Вы хотели бы достичь в результате проведенного урока.

5.Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к выполнению задач урока.

6.Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

7.Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.

  1. Продумайте структуру урока, его ход.
  2. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.
  3. Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.
  4. Проверьте себя:

а) какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно- следственные связи должны быть усвоены на уроке;

б) какое умение формируется на данном уроке.