Особенности функционирования учреждения

 

ГУО «Специальная школа № 18 г.Минска имени братьев Евдокимовых» - единственное учреждение образования города по своей специфике, функционирует с 1960 года.  

Основная цель функционирования учреждения – подготовка учащихся к жизни в мобильном социуме. Реализация цели осуществляется через решение следующих задач: обучение и воспитание лиц с ОПФР, социальная адаптация и интеграция в общество учащихся, коррекция речевых нарушений, формирование человека, обладающего жизненной компетенцией. Целевая ориентация коллектива – воспитание и социализация ребенка с ОПФР; формирование у взрослых, воспитывающих детей, цивилизованного отношения к ребенку (толерантности, терпимости); обеспечение каждому ребенку условий развития, адекватных его особенностям; ранняя ориентация на посильную трудовую деятельность и выработку трудовых навыков, профессиональное самоопределение.

Особенности функционирования школы:

Контингент учащихся. В школе обучаются дети, имеющие общее недоразвитие речи, осложненное алалией, дизартрией, ринолалией. Кроме речевых нарушений, обучаются дети с аутизмом, имеющие нарушения речи.

В 2023-2024 учебном году сформировано 16 класс-комплектов. 17 детей с аутизмом.

Система обучения. На первой ступени дети обучаются по образовательной программе специального образования. На второй - по образовательным программам и учебным пособиям учреждений общего среднего образования, система оценивания 10-балльная, такая же, как и в учреждениях общего среднего образования. По завершению обучения на второй ступени учащиеся получают свидетельства об общем базовом образовании. 

Коррекционная направленность образовательного процесса. Принцип коррекционной направленности реализуется через систему коррекционных занятий, на каждом уроке учителем, ведущим предмет, во внеурочной деятельности, в воспитательных мероприятиях разной тематической направленности. В школе создается адаптивная образовательная среда с учетом особых образовательных потребностей детей. Обучение детей с аутизмом среди учеников с нарушениями речи привело к необходимости создания среды с особой организацией пространства и визуализацией времени, той среды, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка найдут понимание и поддержку

Учебный план. Не предусмотрено изучение иностранного языка. Однако возможность изучения имеется у всех желающих через организацию факультативных занятий или оказание платных образовательных услуг. Учебный предмет «Белорусский язык и литература» изучается с пятого класса в ознакомительном порядке.

Кадры. Гордость и потенциал школы - кадровый состав педагогического коллектива. 85% - педагоги с высшей (41%) и первой (44%) квалификационной категорией. 76% педагогов имеют сдвоенную специальность: предметная направленность и специальное образование. В основном, это касается учителей второй ступени обучения, которые прошли курсовую переподготовку по направлению специальное образование. Учителя биологии, химии, физики, истории, математики, информатики, русского языка и литературы имеют специальное образование, что обеспечивает получение качественного обучения учащимися школы.

  Школа является базовой площадкой для факультета инклюзивного образования педагогического университета им. М.Танка, слушателей АПО, МГИРО. Ежегодно на базе школы организуется порядка 50 мероприятий -  лабораторные практикумы, семинары, методическая учеба, круглые столы по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР.

Педагоги школы публикуют статьи в СМИ, делятся опытом работы, участвуют в педагогических чтениях «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы», участвуют в Международных научно-практических конференциях «Подготовка учителя начальных классов: проблемы и перспективы»; в городском конкурсе «Опыт и инициатива педагогов — ресурс образования столицы».

  На базе школы организуется инновационная деятельность в соответствии с приказом МО РБ: «Внедрение технологии формирования конфликтологической компетентности участников образовательных отношений на основе создания школьных служб медиации».

 Воспитание национальной культуры, гражданственности, патриотизма реализуется через участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, организацию экскурсий по памятным местам и достопримечательностям Беларуси, посещение музеев и театров, проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий, участие в акциях, челленджах и т. д. Самые яркие мероприятия: участие в Екатеринбургском заочном конкурсе чтецов «Весна Победа», литературно-музыкальном представлении «Тебе, защитник, посвящается…», участие в челленджах «Споём гимн вместе», «Стихи Памяти», видеопоздравление «Ко Дню Победы», создание видеоролика «История Великой Победы в судьбе моей семьи», создание электронной книги Памяти «Герои Победы», где собраны фотографии, истории дедов и прадедов, воевавших в годы ВОв, их наградные листы и подвиги, участие в возложении цветов ко всем знаменательным датам к памятникам братьям - подпольщикам Евдокимовым, «Беларусь Партизанская», к мемориальной доске Д. Ф. Жилуновича, «Вратам памяти» в мемориальном комплексе Тростенец и тд, а также поддержание в чистоте и порядке, озеленении и благоустройстве территорий, прилегающих к ним.

   Большим воспитательным потенциалом обладают тематические и обзорные информационные часы, которые проводятся еженедельно. Тематика направлена на воспитание национальной культуры, гражданственности, патриотизма, что способствует осознанию человеком своей этнической принадлежности, национальной гордости, воспитание уважения к своей истории и традициям.

  Конечно же, важное значение имеет образовательный проект «Школа активного гражданина», когда каждый учащийся имеет возможность задать вопрос, вступить в диалог с «интересными» людьми из разных сфер деятельности. Так, учащиеся в этом году общались с Шкроб Мариной Александровной, акушер-гинеколог, политик, депутат Палаты представителей Национального собрания VII созыва, Юртаевым Дмитрием - поэтом, прозаиком, художником, дизайнером, актёром, победителем конкурса «Писатели – детям» (2017), Павловской Златой Валерьевной - представителем «Pfizer Export B.V. Нидерландов в Республике Беларусь», Новиковым Виктором Васильевичем, начальником отдела кадровой и правовой работы ОАО «КБ Радар», Сазоновым Александром Петровичем, ветераном труда, ребенком войны и многими другими.    

  Первостепенная функция учреждения - сохранение физического, психического и нравственного здоровья детей. Проблема здоровья приобретает особую значимость для детей с ОПФР, для которых поддержание и сохранение их здоровья является условием успешности обучения, оптимальной жизнедеятельности и социальной активности. Классные руководители, воспитатели, учителя физкультуры, учителя – предметники придают особое значение воспитанию культуры здорового образа жизни. Перед каждым педагогом школы стоят задачи формирования социально-психологического убеждения в потребности ведения здорового образа жизни, ответственности у учащихся за свое физическое и нравственное здоровье, овладение знаниями и практическими умениями по вопросам ЗОЖ и т.д. Таким образом, воспитательный потенциал заключается в том, чтобы выработать у каждого ученика отношение к здоровью как главной ценности.

  Профессиональное самоопределение учащихся с ОПФР – условие успешной интеграции в общество. Система работы школы по профессиональному самоопределению включает пять этапов:

  1. Разработка Программы развития профессиональной ориентации учащихся школы
  2. Создание модели профориентационной работы в школе
  3. Определение необходимых ресурсов для успешной интеграции учащихся в общество
  4. Определение педагогических условий для профессионального самоопределения учащихся
  5. Жизнеустройство выпускников

 Основные мероприятия по профориентации: интерактивные беседы, классные часы; встречи учащихся с представителями ПТУ, ССУЗОв на базе школы или на местах в учебных заведениях; посещение дней открытых дверей в лицеях, колледжах г.Минска; посещение выставки «Образование и карьера»; прохождение компьютерной профдиагностики на базе УО «Национальный детский технопарк»; экскурсии на предприятия города, в том числе и виртуальные; проведение недели профориентации; оформление плакатов, альбомов о профессиях и тд.

Конечным результатом системы работы школы по профессиональному самоопределению учащихся является жизнеустройство выпускников. За последние 10 лет все учащиеся школы жизнеустроены 100% (исключение составляют инвалиды второй нерабочей группы).

Работа с родителями осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы: родительские собрания, круглые столы, семинары, совместные творческие и спортивные дела, участие в работе совета школы, родительские конференции, ярмарки, совместные экскурсии.

Родительские конференции – совместная деятельность классных руководителей, воспитателей ГПД и, конечно же, наших учащихся 1-5 классов. Традиция сложилась с 2004/2005 учебного года. Это масштабное мероприятие, которое привлекает внимание учащихся, педагогов школы, родителей, общественность города. Цель проведения родительских конференций – показать достижения каждого ребенка за текущий год. В школе прошли конференции по следующим темам: «Планета детства», «Весенняя капель», «Алло, мы ищем таланты!», «Весёлая карусель», выставка-ярмарка «Вербный кирмаш», «Созвездие талантов» и тд. 

Индивидуальная работа с родителями предполагает оказание индивидуальной помощи родителям по мере возникновения различных ситуаций, вопросов, проблем или запросов родителей. В зависимости от этого помощь может оказываться разными специалистами: педагогом социальным, педагогом–психологом, классным руководителем, представителями администрации. Цель – оказание помощи родителям по интересующей их проблеме.

Организация совместной деятельности с детьми во внеурочное время включает: организация физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Здоровый я – здоровая страна», «Планета детства» и т.д. Участниками таких мероприятий являются ученики, учителя, воспитатели и родители. Мероприятия проходят очень весело, азартно, динамично, все участники испытывают массу положительных эмоций. Такие мероприятия способствуют сближению детей, родителей и педагогов. Организация выездных экскурсий по Беларуси или экскурсий по достопримечательностям Минска. Поездки в Дудутки, Заславль, Логойск, Раубичи, Ратомку, Силичи, Линию Сталина, д.Вязынка и т.д. Посещения учреждений социокультурной сферы: театров, кинотеатров, музеев, выставок и т.д. Профилактические встречи с межведомственными службами включают организацию встреч родителей и учащихся со специалистами разных сфер деятельности: медицинскими работниками, представителями разных учебных заведений (лицеев, колледжей) для определения жизнеустройства наших выпускников, с инспекторами ИДН, РОЧС, ГАИ, а также организация творческих встреч с интересными людьми (сотрудничество с белорусским союзом писателей) и т.д.

В шестой школьный день учащиеся школы имеют возможность принять активное участие в разнообразных мероприятиях, направленных на укрепление физического, психического и морального здоровья школьников, их интеллектуального развития, трудового и гражданского становления.

 

Ещё в этом разделе